1.Московское метро включает 278,3 км путей, 12
линий и 172 станции (включая лёгкое метро); в обычный рабочий день оно
перевозит 8,6 млн пассажиров. ▪ Большая часть станций - подземные.
Только девять станций - наземные, и пять - надземные (на эстакадах и
мостах). Из подземных станций 70 глубокого заложения, 88 мелкого.
▪ В Московском метрополитене сейчас эксплуатируется подвижной состав трёх поколений.
▪
Средний интервал между поездами (от отправления одного состава до
отправления следующего) составляет 2,5 минуты. Минимальный интервал в
«часы пик»- 90 с, максимальный интервал может достигать 10 минут
(например, ночью в выходные). На малозагруженных линиях держатся
интервалы порядка 4-5 минут.
▪ Московское метро использует ту же
ширину колеи, что и обычные железные дороги в России - 1520 мм. Для
подачи тока используется третий (контактный) рельс; напряжение на нём
составляет в среднем 750 В (на шинах подстанций - 825 В). ▪
Среднее расстояние между станциями - 1800 м; самый короткий перегон -
между станциями «Деловой центр» и «Международная» - 496,8 м, самый
длинный - между станциями «Волгоградский проспект» и «Текстильщики»
(3,413 км).
▪ Максимальное количество пассажиров, перевозимых метрополитеном в сутки - 9,46 млн пасс. ▪ Количество станций - 172 ▪ Количество турникетов - 2362 ▪ Количество эскалаторов - 598 ▪ Инвентарный парк вагонов (в среднем за сутки) - 4428 ▪ Средняя эксплуатационная скорость поездов: - 41,71 км/ч ▪ Выполнение графика движения поездов - 99,96 % ▪ Стоимость строительства 1 км московского метрополитена - 63,77 млн евро. ▪ Во время войны в метро, используемом под бомбоубежище, родились 150 человек. ▪
На радиальных линиях при движении к центру Москвы станции объявляются
мужскими голосами, а при движении от центра - женскими. На Кольцевой
линии мужские голоса объявляют станции при движении по часовой стрелке, а
женские - при движении против часовой стрелки.
2. Метро-2
С
начала 90-х появились слухи о существовании секретного метро. Якобы три
или четыре ветки ведут от Кремля к военным объектам в Подмосковье
(Подольск, Чехов, Внуково-2). Если американцы сбросят на Москву атомную
бомбу, правительство сможет эвакуироваться в безопасное место. По одним
сведениям, эта система получила название "Метро-2", по другим - "Д-6".
3. Собаки в метро
В
метрополитене живет порядка 500 особей. Здесь они греются зимой и
попрошайничают. Одни собаки толкутся в вестибюлях станций, другие ездят в
поездах. Насколько хорошо ориентируются животные в системе линий
и пересадок московского метро, неизвестно.Однако ходят упорные слухи, что
многие псы живут на одних станциях, а "на работу" ездят на другие.
4. Станция "Советская"
Эту
станцию Замоскворецкой линии планировалось построить прямо под зданием
Моссовета (ныне мэрии). Говорят, ее и впрямь построили, но почти сразу
закрыли, засекретили, и теперь даже следов не найти: тоннель как
тоннель. Несомненно одно: с 1938 до 1979 года, пока не открыли
"Тверскую", между "Маяковской" и "Театральной" был длинный перегон без
остановок.
5. Закрытый выход
В
середине станции находится закрытый переход. Он ведет на уже
построенную пассажирскую станцию "Площадь Гагарина" Малого кольца
Московской железной дороги. Когда-нибудь здесь организуют пассажирское
движение, и переход пригодится.
6. Закрытый выход на "Битцевском Парке"
Закрытый
выход в город находится тоже на Калужско-Рижской линии - конечной
станции "Битцевский Парк". В конце 80-х годов в Битце планировали
построить гигантский зоопарк c отдельным выходом к нему, но не
построили. Есть только портик, и на портике - железный флюгер с
изображениями зверей и птиц.
7. Исчезнувшие станции
Две
станции метро закрыты для пассажиров навсегда. "Первомайская" (не путать
с действующей современной одноименной станцией) и "Калужская" раньше
были конечными и располагались на поверхности одноименных депо. Потом
линии продлили, построили новые подземные станции, а старые закрыли.
8. Метро при царе
Первые
проекты строительства метро в Москве относятся к 1890 году. Линии
планировалось проложить в тоннеляхи по эстакадам. Любопытно, что
метровокзал должен был располагаться на Красной площади, примерно в том
месте, где сейчас находится Мавзолей. Постройке помешали извозчики и
духовенство.
9. Метро в Мытищах и Бирюлеве
Разговоры о
появлении метро в этих районах ведутся так давно, что стали похожи на
злую шутку.Глава московского метро Дмитрий Гаев признается, что метро
еще не скоро придет в Мытищи и Бирюлево. Мытищинцам особенно обидно,
ведь одно время в вагонах висели карты с запланированной станцией
"Челобитьево".
10. Подземный Кремль
В 1934 году был разобран
белокаменный Серпуховский кремль. Камень, из которого он был построен,
пошел на отделку станций первой очереди - Сокольнической линии от
"Сокольников" до "Парка Культуры" и нескольких станций Филевской
линии.Говорят, что несколько камней досталось и открытой в 1983 году
станции "Серпуховская".
11. Потопы
В
84-м сразу после открытия движения на участке "Каширская" - "Орехово" в
один из тоннелей прорвались воды Царицынского пруда. На восстановление
участка ушло два месяца. Крупные прорывы происходили здесь в 2001 и 2003
годах.
12. Бодрая корова
Это сейчас метро не хватает, а в
1960-е годы оно прокладывалось с опережением: так, в 1963 году
открылось движение по участку "Университет" - "Юго-Западная". Во время
строительства тоннелей случился казус: в котлован упала корова.
13.Бюро находок
За забытыми в метро
вещами отправляйтесь на "Университет". Склад забытых вещей находится в
южном вестибюле (выход из центра зала). Если ваше имущество не украли
бомжи, есть шанс получить его назад.
14. Падение на рельсы
Если
вы оказались на путях, ложитесь в специальный лоток между рельсами -
здесь поезд вас не заденет. Не лезьте на платформу: вы рискуете
наступить на контактный рельс, по которому проходят 850 вольт.
15. Музей метро
Музей
находится в южном вестибюле станции "Спортивная" по адресу: улица
Хамовнический Вал, д. 36. Самые интересные экспонаты - макеты поездов и
станций.
16. Как первым войти в вагон
Если присмотреться к
перрону станций, то за белой полосой обнаружатся протоптанные дорожки к
дверям вагонов. Состав всегда останавливается в одном и том же месте.
Встаньте посередине светлого промежутка, и двери откроются перед вами.
17. Секс в метро
Чтобы
избежать посторонних глаз, лучше выбрать утренние или ночные часы,
когда некоторые вагоны пустуют. Оптимальный вариант - ответвление
Филевской линии в сторону "Международной". От "Киевской" до "Делового
Центра" поезд идет 6 минут. Подождите конца года: на новых участках
Арбатско-Покровской линии будут длинные перегоны - 5, 7 км от "Парка
Победы" до "Кунцевской" и 6, 1 км от "Крылатского" до "Строгино".Тогда у
вас будет 7-8 минут.
18. Доисторические животные в метро
Их
можно встретить в любое время на тридцати станциях - тех, что выложены
мрамором. Аммониты и наутилусы, морские ежи и брюхоногие моллюски - все
чувствуют себя в безопасности, навечно вмурованные в мрамор. Отыскивать
их на станциях занимательно, особенно если вы кого-то ждете.
19. Ноутбук и мобильный на "Киевской"
Станция
"Киевская" Кольцевой линии покрыта мозаичными панно, прославляющими
дружбу русского и украинского народов. В 2004-м во время "оранжевой
революции" иные остроумцы заметили, что на панно "Борьба за советскую
власть на Украине" изображен красноармеец с ноутбуком, разговаривающий
по мобильному телефону. Зануды утверждают, что речь идет всего лишь об
армейской рации.
20. Фонтан в метро
В переходе между станциями "Римская" и "Площадь Ильича" находится действующий фонтан.
21. Рекордсмены по переименованиям
Больше
всех не повезло "Александровскому Саду". Станция называлась и
"Коминтерн", и"Имени Коминтерна", и "Улица Коминтерна", с 1946 по 1990
год носила название "Калининская". В 1990 году станция буквально
несколько дней называлась "Воздвиженкой".
22. Станция "Римская"
В
Москве есть станция метро "Римская", а вот в Риме "Московской" нет.
Зато станция "Mosсova" есть в Милане. Названа она в память о миланских
солдатах, участвовавших в Бородинской битве, естественно, на стороне
Наполеона.
23. Кино в метро
Практически вся реклама, где
действие происходит в метро, а также кино и сериалы снимаются на
неработающем втором перроне "Полежаевской". Также нуждам кино пару раз
служили тоннели центрального участка Люблинской линии. В тоннелях между
будущими станциями "Марьина Роща" и "Достоевская" снимали сцену фильма
"Мужской сезон. Бархатная революция".
24. Русские горки
На
Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, на выезде -
немного вниз.Так сделано, чтобы поездам было проще тормозить и
разгоняться.
25. Станция "Физтех"
В 1996-м в некоторых
вагонах появились схемы линий, на которых была отмечена строящаяся
станция "Физтех". Она располагалась сразу за станцией "Алтуфьево". Меж
тем тянуть ветку через леса и поля к МФТИ, в город Долгопрудный, никто
не собирался. Это была просто шутка студентов Физтеха. Подобрали
соответствующий шрифт и цвет, на дорогом принтере распечатали
"усовершенствованные" схемы и отправились их расклеивать по вагонам. По
самым хвастливым оценкам, в акции участвовали 600 человек, по более
реалистичным - 40. Еще несколько лет станция всплывала на самых
различных ветках метро.
26. Как поезда оказываются в метро
Поезда
для московского метро делают в Мытищах на заводе "Метровагонмаш".
Готовые вагоны прицепляют к тепловозу и везут сперва по Ярославской
железной дороге до станции "Северянин", оттуда по окружной до
пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции
"Подмосковная". Отсюда есть ветка в депо "Сокол". Схему путей можно
посмотреть по адресу: www.metro.molot.ru/img/metro_all.gif.
27. Грузовые поезда
Часто
днем в метро можно встретить грузовые поезда. В непиковые часы они
перевозят из одного депо в другое электромоторы и запасные колеса.
Грузовые поезда делают из обычных составов, с вагонов снимают крышу,
чтобы помещать туда габаритные грузы.
28. Число вагонов
На
Таганско-Кpаснопpесненской, Калужско-Рижской, Замосквоpецкой,
Серпуховско-Тимирязевской - в поездах по восемь вагонов. На Филевской,
Кольцевой, Каховской - по шесть, на остальных - по семь. На Бутовской
иФилевской линиях ходят новые поезда типа "Скиф", состоящие из трех
двойных вагонов.
29. Рекорды строительства
Долгое время
рекорд скорости в прокладке тоннелей в Москве составлял 460 метров в
месяц. Он был установлен в 1965 году на строительстве перегона
"Кузьминки" - "Рязанский Проспект". Этот результат удалось улучшить: при
строительстве тоннелей от "Парка Победы" к "Кунцевской" рабочие за
месяц прошли 650 метров. Абсолютный же мировой рекорд принадлежит
метростроевцам Петербурга. Там в 1970-е годы проходили до 1200 метров в
месяц. Скорость строительства определяется многими факторами, из которых
главные - качество оборудования, подготовка рабочих и инженеров, состав
грунта, через который пробивают тоннель, и, разумеется, финансирование
строительства.
30. Близнецы Арбатско-Покровская и Филевская линии
Многих
пассажиров удивляет, что Арбатско-Покровская и Филевская линии
дублируют друг друга. Дело в том, что сначала был построен радиус
мелкого заложения. От "Площади Революции" поезда шли к "Александровскому
Саду", после "Арбатской" и "Смоленской" пересекали Москву-реку по
метромосту и прибывали на "Киевскую". Однако во время войны тоннель
пробила бомба. Сталин велел прорыть радиус глубокого заложения. В 1953
году был открыт новый участок. Теперь от "Площади Революции" поезда
следовали к новым "Арбатской" и "Смоленской", пересекали реку по тоннелю
и приходили на новую, глубокую, "Киевскую". Старый участок был закрыт, и
здесь устроили склад для сломанных вагонов. Но в 1958-м начали строить
наземную ветку в сторону Филей, и вот тогда пригодился участок от
"Александровского Сада" до "Киевской". С тех пор линии дублируют друг
друга, путая приезжих.
31. Монеты, жетоны и билеты
В 1935
году в метро проходили по специальным картонным талонам, которые
действовали всего 35 минут, а проезд стоил 50 копеек. Турникеты
появились в 1959-м, а в 1960-м, в связи с денежной реформой, проезд стал
стоить 5 копеек.Так продолжалось до 1991 года, когда цену подняли до 15
копеек. В 1992-м появились пластиковые жетоны, в ноябре - железные,
которые действовали до февраля 1999-го. Вышедшие из употребления
московские жетоны используются в метро других городов, например в
Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. В Москве же теперь используются только
магнитные билеты (с 1993 года) и бесконтактные карты (с 1998-го).
32. Метромосты
Иногда
линии метро выходят на поверхность - чаще всего для того, чтобы
пересечь реку. Три моста пересекают Москву-реку: Киевский на Филевской
линии, Автозаводский на Замоскворецкой и Лужнецкий со станцией
"Воробьевы Горы" - на Сокольнической. На севере Сокольнической линии
есть также небольшой мост через Яузу. Во всех остальных случаях
метротоннели проходят под реками и каналами.
33. "Воробьевы Горы"
Эта
станция, расположенная на двухэтажном Лужнецком метромосту, открылась в
1959 году и стала любимым местом для встреч влюбленных: парочки шли
гулять по парку или поднимались по построенным рядом эскалаторам наверх,
на самую вершину Воробьевых (в те времена Ленинских) гор. Строилась
станция в спешке, торопились к Международному фестивалю молодежи: в
результате и станция, и мост начали осыпаться. К 80-м годам ситуация
стала критической. В 1983 году станцию закрыли, а в 1986-м поезда
пустили по специально проложенным временным обходным путям.
Реконструкция станции затянулась, и лишь в 2002 году ее открыли заново.А
эскалаторы так и не восстановили; впрочем, их остатки и сейчас можно
увидеть слева от южного выхода.
34. "Площадь Революции"
В
нишах-арках станции "Площадь Революции" установлены 76 бронзовых фигур,
изображающих советских героев. У статуи красноармейца периодически
воруют револьвер:в среднем оружие пропадает 3-4 раза в год. А студенты
предпочитают скульптурную группу "Пограничник с собакой". Поверье
гласит, что, если потереть нос сторожевого пса, экзамен будет непременно
сдан успешно. В итоге собачий нос блестит, как хорошо начищенный
самовар.
35. Самые-самые линии
Самая длинная линия -
Серпуховско-Тимирязевская (41 км), а самая короткая - Каховская (всего
3, 3 км). Самая загруженная линия - Таганско-Краснопресненская, с
северо-запада по ней попадают в центр Москвы жители районов Строгино и
Митино, а с юго-востока - жители Люберец, Жуковского и Раменского. Самая
старая линия - Сокольническая, ее центральный участок открылся в
1935-м.
36. Кросс-платформенные пересадки
В
Москве есть три станции с удобными кросс-платформенными пересадками,
когда поезда разных линий приходят на одну и ту же платформу. Это
"Китай-город", "Третьяковская" и "Каширская". Для пересадок удобно, а
вот для встреч - не очень: многие путаются, назначая свидания "у
первого" или "у последнего" вагона.
37. Обмен поездами
Такие же, как в Москве, метропоезда работают в метро всего СНГ, а также в Софии, Будапеште, Варшаве, Праге и Тегеране.
38. "Парк Победы"
Это
самая глубокая станция в Москве - 84 м до поверхности. Однако в мире
есть станции и глубже: например, киевская "Днiпро" - 100 м. У "Парка
Победы" два зала и четыре пути - здесь должны были пересекаться
Арбатско-Покровская линия и хорда, ведущая из Митина в Бутово. Также
была запланирована отдельная третья станция для линии в Солнцеве.Но
недополучающий финансирования метрострой с трудом осилил нынешние два
зала, а проекты хорд отпали сами собой. 39. Проект "Большого кольца"
На
станции "Курская" висит табличка "Курская Большого кольца". Дело в том,
что в конце 1940-х годов, когда появился проект нынешней Кольцевой
линии, была также задумана и Малая Кольцевая, проходящая под бульварами.
Однако проект так и не был осуществлен. Сейчас Большим кольцом называют
линию, которая, возможно, когда-нибудь свяжет между собой спальные
районы. В нее войдут современная Каховская линия и участок
Сокольнической линии от "Черкизовской" до "Преображенской Площади".
40. Московский монорельс
Монорельс
в Москве планировали построить давно. Сперва собрались провести ветку
от "Каширской" в район Орехова, потом хотели построить линию от "ВДНХ"
вдоль Ярославского шоссе, но поняли, что монорельс просто не справится с
пассажирскими потоками. Однако идея монорельса воплотилась в жизнь в
2004 году. Линия от метро "Тимирязевская" до улицы Сергея Эйзенштейна
представляет собой довольно бессмысленный аттракцион.Проезд на нем стоит
50 рублей, составы ходят раз в 25 минут, пассажиров считаные единицы, а
линия и вагончики сконструированы таким образом, что в случае внезапной
остановки посередине перегона или аварии люди не смогут выбраться из
поезда самостоятельно и вынуждены будут ждать помощи на высоте 6-10
метров.
41. Пригородные поезда в метро
В
конце 40-х существовал проект пустить пригородные поезда от
Ярославского вокзала в тоннели под центром Москвы и состыковать их,
выведя на поверхность в районе Таганки, то есть создать систему
городских электричек типа немецкого S-Bahn. Этот проект остался
неосуществленным.
42. Трехпутные станции
В Москве есть две
станции с тремя путями: "Партизанская" и "Полежаевская". Это остатки
неосуществленных замыслов. В районе нынешней "Партизанской"
планировалось построить колоссальный стадион, и третий путь сделали,
чтобы увеличить пропускную способность станции и исключить давку после
окончания матчей. Также здесь планировали организовать вилочное
движение, южное ответвление должно было идти вдоль Измайловского
проспекта (так же, как оно идет и сейчас), северное - под Измайловским
бульваром. От "Полежаевской" тоже планировали строить ветку - в
Серебряный Бор и Строгино, в районе улицы Берзарина можно найти остатки
этого строительства.
43 Хордовые линии
В конце 1980-х
появился оригинальный проект строительства в Москве хордовых линий. С
целью обеспечить жителям удаленных районов быстрый проезд, не перегружая
пересадки в центре города.Были запланированы четыре хорды: первая
должна была идти из Митина через "Парк Победы" в Бирюлево и Бутово,
вторая - из Химок через "Рижскую" в Жулебино, третья - из Солнцева через
"Парк Победы" и "ВДНХ" в Мытищи, четвертая - из Балашихи через
"Ленинский проспект" в Дудкино. По линиям предполагалось пустить
десятивагонные экспрессы. Сейчас от хорд практически отказались, в
Митино должна прийти Арбатско-Покровская линия, а в Бутове построили
наземное легкое метро. Лишь Солнцевская линия иногда еще появляется в
планах на отдаленное будущее. Она начнется в Новопеределкине, пройдет
через Солнцево, Олимпийскую деревню, Мичуринский проспект,
Мосфильмовскую улицу и "Парк Победы". Дальше через "Международную",
"Беговую", "Савеловскую" и "Марьину Рощу" линия пойдет к "ВДНХ", а
оттуда под Ярославским шоссе - в Мытищи.