Редко кто из нас, заходя в супермаркет, обращает внимание на то, что
практически на каждом шагу здесь незаметно нарушаются права покупателя. А
все ли мы знаем свои гражданские и потребительские права? Сумеем ли мы
их отстоять при необходимости?
Конечно, сумеем, если будем эти права знать. Важно помнить, что закон практически всегда бывает на стороне потребителя.
Надо ли сдавать сумку в камеру хранения?
Мы заходим в супермаркет и сразу же нам настойчиво предлагают сдать
сумку в камеру хранения. И в то же время обычно здесь же, возле камер
хранения, можно увидеть надпись о том, что за сохранность сданных вещей
администрация ответственности не несет.
По закону покупатели не обязаны при входе в магазин сдавать свои личные
вещи в камеру хранения. Это дело добровольное. В ситуации, когда
покупатель сдал сумку в камеру хранения, т. е. поместил самостоятельно
ее в ячейку с номером, закрыв ее ключом, между магазином и потребителем
заключается договор о безвозмездном предоставлении услуг по хранению
вещей, условия которого регулируются ст. 886, 887, 902 ГК РФ. А
принуждать Вас к заключению такого договора не может никто. И магазин об
этом отлично знает. Заставляя сдавать сумки, работники магазина
нарушают принцип свободы заключения договора, который записан в статье
421 Гражданского кодекса. Также в пункте 13 Методических указаний
розничной торговли города Москвы написано, что нельзя обязывать
покупателей оставлять личные вещи (сумки, портфели) в ячейках камер
хранения.
Кроме того, охрана магазина не имеет права досматривать сумки покупателя
ни на входе, ни на выходе супермаркета, а также запрещать посетителю
пройти на территорию магазина. Правда, администрации вправе в таком
случае предложить бесплатно упаковать сумку посетителей в вакуумный
пакет.
Если сработал магнитный детектор на выходе?
Магнитная рамка в крупных супермаркетах или магазинах может сработать от
самых разных причин. Это может произойти от металлических и
намагниченных мелочей в Ваших карманах, дисконтных карт и других
предметов. А посему, срабатывание магнитного детектора на выходе не
может служить доказательством совершения кражи. Служба безопасности
магазина не имеет право задерживать и обыскивать покупателя. Она может
лишь вызвать милицию и попросить покупателя дождаться ее, но удерживать
его силой сотрудники магазина не имеют права. За такое превышение
полномочий по статье 203 УК РФ охраннику грозит лишение свободы до 8
лет. Покупатель имеет право не дожидаться милицию и покинуть магазин, и
максимум, что может предпринять охранник в такой ситуации – это
сопровождать покупателя и информировать милицию о его местонахождении.
Вход с детскими колясками – разрешен?
Очень часто можно увидеть на дверях магазинов объявления с просьбой не
заходить на торговую территорию с детской коляской, чтобы не мешать
остальным покупателям выбирать товары. На самом деле, таким образом
магазин ограничивает права покупателя в супермаркете в лице молодых мам и
инвалидов-колясочников. Нередко в таких случаях магазины в качестве
аргументов предъявляют собственные уставы. Однако, эти уставы являются
внутренними документами магазинов и не могут применяться к покупателям.
Выход из этой ситуации- сотрудник магазина должен присмотреть за
колясками, пока молодые мамы приобретают товары или сам по просьбе
инвалида- колясочника принести необходимые товары к кассе.
Если неоплаченный товар случайно разбился?
Если покупатель случайно уронил и разбил бутылку или банку, то,
оплачивать ее стоимость он не обязан. Согласно статьи 459 ГК до момента
оплаты товара покупателем и получения от продавца чека, собственником
товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск
случайной гибели товара. Но после того как оплаченный товар оказывается в
руках покупателя, он становится его собственностью.
В случае причинения вреда с умыслом лицо обязано возместить ущерб.
Доказательством может служить видеозапись того, что порча была
преднамеренной. В таком случае магазин имеет право предъявить иск
покупателю, например, за мелкое хулиганство.
Однако, если покупатель не признает свою вину и отказывается возмещать
ущерб поврежденного товара, администрация магазина может взыскать
стоимость испорченного товара только в судебном порядке. Тем не менее,
как правило, администрации магазинов обращаются в суд за возмещением
ущерба, только если данный ущерб был существенным, тем более что в
большинстве случаев риск случайной гибели товара уже заложен в саму
стоимость товара. Поэтому в большинстве случаев, вопрос о возмещении
вреда в подобных ситуациях решается в досудебном порядке и зависит, в
основном, от самих покупателей и продавцов.
Ситуация с мелкими монетами, крупными купюрами и поврежденными деньгами?
Если кассир магазина отказывается принимать к оплате мелкие монетки или
рваные деньги, знайте, кассир не прав, также как и в случае отказа
выдать сдачу с крупной купюры. Согласно письму № 104 Министерства
финансов РФ, магазины должны беспрепятственно принимать всю валюту
Российской Федерации, которой и являются все эти деньги.