Главная » 2012»Январь»4 » Интересные факты про Новый Год и Рождество.............................................читать
18:44
Интересные факты про Новый Год и Рождество.............................................читать
А знаете ли вы, что наш добрый
Дедушка Мороз изначально был не таким уж и добрым. Назывался он Великим
Старцем Севера и был жестоким языческим божеством. В свой мешок он
собирал жертвоприношения, часто предпочитая маленьких детей (да-да, ни о
каких подарках тогда даже и речи не шло). В лесу этот повелитель холода
и пурги имел обыкновение морозить людей (такой образ сохранился,
например, в поэме Некрасова «Мороз – Красный нос»). В общем, если он
появлялся у вас в доме, следовало не залезать на табуретку, чтобы
рассказать стишок, а улепетывать со всех ног.
Однако в XIX веке
параллельно с этим образом, жившим в умах еще со времен язычества,
возникает и развивается другой мифический персонаж, внешне, однако,
подозрительно похожий на Великого Старца, – «главный по елке», которого,
так же как елку в свое время заимствовали с Запада. Этот персонаж
добрый, но справедливый. Он приходит под Рождество и дарит хорошим детям
подарки (плохие могут получить посохом). Некоторое время существовала
неразбериха с его названием, однако в результате народный выбор
остановился на «Деде Морозе», Дед напоминает нам об уважаемом предке, а в
Морозе чувствуются отголоски того Великого Старца, которого лучше не
злить, ведь он может и урожай загубить, и людей… В общем им очень удобно
было пугать детей.
Окончательно же Дед Мороз как персонаж, которого мы наблюдаем каждый Новый Год, сложился уже в СССР, в 1930-е годы.
А
знаете ли вы, что в 20-е годы ХХ века году рождественская елка была
объявлена советской властью «вне закона», как «религиозный пережиток»,
«дикарский» и «поповский» обычай. Рождество перестали отмечать, а в
домах запретили ставить елку. Однако уже в 1935 году 2-й Секретарь ЦК
Компартии Украины Павел Постышев обратился к Сталину, предложив вернуть
новогоднюю елку народу, посчитав несправедливым, что у детей
капиталистов есть новогодний праздник, а у детей трудящихся – нет
(товарищ Постышев, конечно, немного слукавил, ведь у «детей
капиталистов» была рождественская, а не новогодняя елка).
Так праздничное дерево
реабилитировали, только ставить его стали, разумеется, не на Рождество, а
на Новый Год, а восьмиконечную Вифлиемскую звезду, которой принято было
украшать верхушку елки, заменили на нашу, красную, пятиконечную.
А
знаете ли вы, что в России обычай новогодней елки ведет свое начало с
петровской эпохи. Петр I, когда установил, что
Новый Год будет отмечаться 1 января, велел также украшать ворота домов
еловыми или сосновыми ветвями. Видимо, он подсмотрел подобную традицию в
своем заграничном путешествии 1698-1699 годов. Хотя, конечно, к
новогодней (рождественской) елке в нашем современном понимании его
указания имели мало отношения. Ведь Петр заботился об украшении домов
снаружи, а новогоднюю (рождественскую) елку устанавливают внутри.
После
смерти Петра его рекомендации были напрочь забыты, но в одном отношении
они имели довольно забавные последствия. Царские предписания
сохранились лишь в убранстве питейных заведений, которые перед Новым
Годом продолжали украшать елками. По этим елкам (привязанным к колу,
установленным на крышах или же воткнутыми у ворот) опознавались кабаки.
Деревья стояли там до следующего года, накануне которого старые елки
заменяли новыми. Возникнув в результате петровского указа, этот обычай
поддерживался в течение XVIII и XIX веков.
А знаете ли вы,
что второе пришествие елки, теперь уже рождественской, в Россию
случилось в начале 1840-х годов в Санкт-Петербурге. Чем же объяснялась
такая теплота к елке после стольких лет забвения? В основе лежало наше
такое частое стремление подражать Западу. Начиная с 1820-х годов и далее
— на протяжении двух десятилетий, русские увлекались модой на немецкие
литературу и философию. А к 1840-м годам мода докатилась и до немецких
обычаев, и русские стали обращать внимание на немецкие елки. Между
прочим, не в последнюю очередь этому всплеску интереса способствовала
повесть Гофмана «Щелкунчик», которая впервые вышла в русском переводе в
1839 году под названием «Щелкун орехов». Разумеется, сначала немцам
стала подражать знать. Но уже к концу 40-х рождественское дерево
становится в столице привычным предметом и в домах людей других
сословий.
А знаете ли вы, что традиция рождественской елки (для
нас это новогодняя елка) появилась в Германии еще в те далекие времена,
когда на территории этой страны и речи не было о христианстве, а жители
ее были язычниками. Среди германских народов издавна существовал обычай
идти на Новый год в лес и украшать выбранное для обрядов еловое дерево
свечами и цветными тряпочками. После украшения вокруг этого дерева
совершались определенные ритуалы. Со временем подходящие еловые деревья
стали срубать и приносить в дома, где их также украшали.
С
христианизацией территории нынешней Германии существовавшие обряды стали
приспосабливать под новую религию, и они начали приобретать уже
христианский смысл. Постепенно ель стали устанавливать в канун
Рождества, а не в Новый Год.
А знаете ли вы, что Новый Год в
России стали отмечать с 1 января только с 1700 года, т.е. с царствования
Петра I. До этого Россия вела счет времени «от Создания Мира». Если бы
мы с вами жили в 1699 году, для нас это был бы 7207 год от Создания
Мира.
Однако в ту пору активно развивалась торговля и
дипломатические отношения с европейскими странами, давно перешедшими на
григорианский календарь и принявшими за начало года 1 января. Такое
несоответствие в календарях страшно всех запутывало. И Петр, как человек
решительный, постановил, что раз многие народы «свои исчисляют от
Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть января с 1 числа, а не
от Создания Мира, за многую рознь и считание в тех летах», «будущего
января с 1 числа настанет новый 1700 год, купно и новый столетний век»
(текст взят из Петровского указа от 1699 года).
При этом в том же
указе устанавливалось, что необходимо «перед воротами [домов] учинить
некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых»,
«да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым
годом и столетним веком», в том числе стрелять в новогоднюю ночь из
мушкетов, а разводить костры: «по улицам большим, где пространство есть,
января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров, или хвороста, или
соломы».